Фотопроект: якутские мамы из литературы «ожили» на фотографиях

Фотопроект: якутские мамы из литературы «ожили» на фотографиях

Завершились съемки первого этапа фотопроекта «Мама в книге». Фотопроект форума «Подруги-Дьуогэлэр» и молодых библиотекарей объединил творческие коллективы, ценителей якутской литературы. 

Фотографы «оживили» на фотографиях 10 образов мам из якутской литературы — современной и классической. 

Как сообщают организаторы проекта, всего в съемках было задействовано 89 волонтеров — детей и взрослых. Съемки проводились в сентябре с соблюдением всех мер безопасности без массового скопления участников. Проект реализуется с марта этого года: до введения ограничительных мер были проведены публичные обсуждения образа матери в якутской литературе в гимназии «Айыы кыhата», Институте языков и народов СВ РФ СВФУ и Национальной библиотеке. 

Более 100 детей и взрослых направили свои предложения — подборка образов была собрана с участием школьников, студентов, учителей, писателей, литературоведов, общественных деятелей и всех желающих. 

«Сегодня мы рады представить вам конечные фотографии — получилась своеобразная онлайн-фотовыставка, будем рады комментариям и надеемся, что фотографии привлекут интерес к семейному чтению», — отмечает руководитель проекта, сотрудник информационно-образовательного центра Смарт-библиотеки Дария Филиппова.

Ньырбачаан, «Тыгын Дархан», В.С. Яковлев — Далан 

Фотограф: Евгений Ураанхай

Консультант: Матрена Попова

Многоплановый исторический роман народного писателя — первое в якутской литературе произведение, обращенное ко времени и деяниям Тыгына — личности, с чьим именем связан один из поворотных пунктов в истории народа саха. Его образ воссоздан на фоне широкой панорамы жизни родов саха до прихода русских.  Ньырбачаан, волею судьбы ставшая мачехой Тыгыну, совершает побег из Туймаады с сыновьями и челядью в сторону Глухого Вилюя. Ньырбачаан защищает сыновей от дыхания войны, писатель олицетворяет в ней, в матери — мир, и противопоставляет ее образ образу войны. Ньырбачаан предстоит стать матерью большой семьи, основательницей нескольких улусов Якутии.

«Кэ5э» («Кукушка»), сказка народов Севера

Фотограф: Аполлинария Дегтярева

Консультант: Дария Филиппова

Эта сказка народов Севера. На этапе публичных обсуждений многие школьники и студенты высказали мнение, что было бы интересно оживить ее. Действительно, эта сказка знакома большинству якутян, имеются ее несколько интерпретаций. Было достаточно сложно найти чум, ярангу больших размеров, ненецкую одежду. Проконсультировавшись с партнером проекта — Государственным театром КМНС — были подобраны наряды эвенские, корякские и долганские. Мама заболевает от того, что все делает сама, и сыновья ей совсем не помогают, они не принесли даже ковш воды, в итоге она превращается в кукушку.

«Ийэм кэпсиирэ» («По рассказам матери»),  Н.С. Тарабукин

Фотограф: Сардана Петрова

Консультант: Мария Беленкова 

Серия рассказов Н.С. Тарабукина рассказывает о детстве и жизни на Севере. Писатель тепло описывает свое младенчество от лица матери — как жили они счастливо и всегда были сыты, когда отец-охотник был жив, как после его смерти кочевали с кем придется, потом стали жить вместе с бабушкой и дедушкой. Описывается, как встретились после долгой разлуки с ними — как они спешили увидеться с внуком.

Хараанай эмээхсин (бабушка Хараанай), «Хара кыталык» («Черный стерх»), И.М. Гоголев — Кындыл

Фотограф: Евгений Ураанхай

Консультант: Матрена Попова 

Хараанай эмээхсин приютила и вырастила двух детей: Хабырыыс-Хобороос и Хобороос-Хабырыыс. Названы они так, чтобы запутать злых духов. Мальчик — сын богача, у которого умирали дети, и чтобы спрятать его от злых духов, он отдан на воспитание Хараанай. На фотографии героиня укутала детей серой шалью словно крылом. Хотя название романа «Черный стерх», на этапе подготовки к съемкам было решено, что черный цвет будет олицетворять траур, и выбран был серый цвет шали. Вдалеке видна рыжая корова — кормилица маленькой семьи.

Сөдүөччүйэ, «Сааскы кэм» («Весенняя пора»), Н.Е. Мординов — Амма Аччыгыйа

Фотограф: Евгений Ураанхай

Консультант: Светлана Липатова 

В этом многоплановом эпическом произведении глубоко и всесторонне изображены тяжелое прошлое якутского народа и дни его революционного пробуждения. Благодаря широте охвата действительности и высокому мастерству типизации «Весенняя пора» явилась вехой в становлении якутского романа, который переведен на многие языки. Мальчик Микиитэ, главный герой, воспитывается в тепле и любви своей семьи. На фото показаны мать Сөдүөччүйэ, бабушка Даарыйа, такжа Миитэрэй и Маайа, проживавшие с ними в зимнее время.

Маайа, «Төлкө» («Судьба»), Н.Г. Золотарев — Николай Якутский

Фотограф: Мичил Яковлев

Консультант: Ольга Павлова 

В произведении даётся широкая панорама безотрадной жизни якутского народа до революции, показаны социальные противоречия, порождённые общественными отношениями того времени. В данном эпизоде затрагиваются семейные проблемы — конфликт отца и дочери, социальные противоречия и внутренний конфликт главной героини. Маайа — молодая девушка, жена батрака, мать годовалого ребёнка. Семён Иванович Каратаев — отец Маайи, глава Средневилюйского улуса, пожилой мужчина. Маайа второй раз стоит перед выбором своей судьбы: она может уехать с отцом и возвратиться в свою прежнюю зажиточную жизнь, но без семьи, или же сохранить семью и продолжить тяжелую жизнь батрака.

Беспросветная жизнь жителей якутских улусов конца XIX и начала XX веков, постепенное освобождение их от многовекового национального и социального гнета, превращение их в мужественных борцов за новую счастливую жизнь — вот центральные проблемы, затронутые автором в романе «Төлкө».

Ааныска, «Сүрэх» («Сердце»), П.А. Ойунский

Фотограф: Мичил Степанов

Консультант: Игорь Данилов 

В рассказе о гражданской войне «Сердце» Платон Алексеевич Ойунский показал образ матери, которая переживает за сына-революционера. Мать во сне видит своего сына, словно чувствуя его участь. Во сне перекрещиваются прошлое (возникает давно умерший богач), настоящее (сын предстает будто живой), будущее (мать чувствует гибель сына). Горящее сердце сына — символ сердец представителей якутского народа, зажженных революционными изменениями. Ойунский воспевал смерть во имя идеи, во имя счастья народа, физическая смерть человека — ничто, если герой в памяти народа останется вечно живым. 

Елөөнө эмээхсин (Бабушка Елена), «Нуоралдьыма чараҥар» («В роще Нуоралдьыма»), Н.А. Лугинов 

Фотограф: Максим Макаров

Консультант: Мария Беленкова 

Повесть раскрывает образ матери, проводившей на Великую Отечественную войну семерых сыновей. Из них вернулись только двое: отец Ньургуна, от имени которого ведется повествование, и его младший брат Егор. Сильная женщина, мать, бабушка, которая затаив в глубине души незаживающую рану от потери сыновей, живет воспоминаниями и ожиданием светлого будущего своих детей и внуков, которые должны возродить жизнь в родном алаасе Нуоралдьыма. На водной глади отражается прежняя жизнь матери, она провожает сыновей на войну. 


Народная песня «Таптыаҕыҥ ийэни!» («С любовью к маме!»), С.Р. Кулачиков — Эллэй

Фотограф: Дмитрий Ушницкий

Консультант: Мария Макеева 

Народная песня воспевает любовь, героизм матерей. Матери словно солнце освещают наш мир, благодаря матерям рождаются герои и гении, процветают народы. Олицетворением песни стала настоящая семья Марты Павловой, ее детей и внуков — Удиновых и Васильевых. Марта Павлова по программе «школа-производство-образование» работала на ферме, потом, получив образование, работала учителем, воспитала четверых детей, у нее 9 внуков. Дети и зятья работают криминалистом-экспертом, педиатром, геологами, специалистами в пресс-службе, в сфере предпринимательства в Якутске, один сын проживает и работает в Санкт-Петербурге. Марта Павлова считает, что главное в семье — доброе отношение друг к другу, и чтобы все были здоровы.

Аана, «Ийэм кэпсиир...» («По рассказам матери...»), С.С. Маисов 

Фотограф: Аполлинария Дегтярева 

Консультант: Семен Маисов

Роман в 4 частях относится к современной якутской литературе. Консультантом по произведению выступил сам автор — писатель Семен Семенович Маисов. В романе девочка тепло вспоминает о своей матери, умершей в годы войны. Фотоарт представляет собой соединение двух частей романа: девочка заблудилась в лесу, и во сне видит стаю снегирей, одна из которых подсказывает путь домой. Девочка во сне видит маму, которая держит в руках хомус, ранее утерянный ею. Птицы олицетворяют души ее дочерей и сыновей — ымыы чыычаах, а хомус — оберег. 


Фотопроект реализуется в три этапа, стартует следующий этап — выбор образов матери в русской литературе, затем и в зарубежной. Фотопроект призван актуализировать проблемы и вопросы материнства в обществе разных времен и стран, по-новому взглянуть на авторскую задумку произведений и привлечь внимание общественности к проблемам чтения. Проект реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Инициаторы проекта: актив постоянно действующего открытого Форума женщин Республики Саха (Якутия) «Подруги-Дьүөгэлэр» совместно с молодыми библиотекарями (НКО «Молодо-Зелено»), Централизованной библиотечной системой ГО «город Якутск» (Смарт библиотека 2.0.3), Северо-Восточным федеральным университетом, коллективами Саха академического театра имени П.А. Ойунского, Государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина, Государственного театра коренных малочисленных народов Севера.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
96
Сообщите нам
Лучший комментарий
SmartCBS СМАРТ библиотека
спасибо всем, кто стал частью нашего проекта!)
Комментарии 43
  • SmartCBS СМАРТ библиотека 09.10.2020, 22:06
    спасибо всем, кто стал частью нашего проекта!)
  • MARVEL 09.10.2020, 22:11
    Отличные снимки, очень крутой проект!
  • DaryaEfimova 09.10.2020, 22:16
    MARVEL, спасибо!
  • DaryaEfimova 09.10.2020, 22:20
    дорогие якутяне, распространяйте фотографии, проводите обсуждения по снимкам, будем очень рады отзывам, пишите на почту forum_podrugi@mail.ru

    мы, команда проекта, очень рады, что успели ко Дню матери в нашей республике выпустить материал. ждем ваши отзывы, комментарии!
  • ser_prip Михаил Д. 09.10.2020, 22:36
    Гримеры и костюмеры не доработали по моему . Фото с главной как будто с 90х годов у матери выщипанные брови и китайские чёрные колготки или этому писателю около 30 лет и события реально из 90х?
  • Takayapetrova 09.10.2020, 22:45
    Очень интересный проект, продолжайте так же активно просвещать население Республики Саха.
  • DaryaEfimova 09.10.2020, 22:46
    Takayapetrova, спасибо)
  • DaryaEfimova 09.10.2020, 22:51
    ser_prip, в этом кадре есть упущение со стороны команды проекта, признаем. но это не повод сравнивать с 90-и
  • ser_prip Михаил Д. 09.10.2020, 22:53
    DaryaEfimova, ну так вы просто туда фильтр ещё такой наложили что а-ля 90е
  • Молчаливый 09.10.2020, 23:01
    ser_prip, и волосы подкрашенные, мелированные чтоли
  • Серпантинка 09.10.2020, 23:02
    Какой хороший проект!
  • DaryaEfimova 09.10.2020, 23:09
    Серпантинка, спасибо)
  • markosha 09.10.2020, 23:29
    Классный проект! Хорошо, что некоторые упущения признаете, но в любых проектах бывают ляпы ничего ужасного в этом нет. Особенно задела душу фотография про Елену.
  • IrinaMils 10.10.2020, 00:26
    Очень здорово! И выбранные сюжеты, и воплощение - выше всяких похвал. Прямо погружаешься в атмосферу каждой миниатюры, в каждом лице - история великого якутского народа. Спасибо за удовольствие от просмотра! Обязательно продолжайте этот уникальный и душевный проект.
  • Trasser 10.10.2020, 00:32
    «Ийэм кэпсиирэ» («По расскам матери»), Н.С. Тарабукин
    Исправьте пожалуйста опечатку - "По рассказам матери"
  • maria2011 10.10.2020, 00:37
    "Бабушка Елена" зацепила за сердце. В нашей семье тоже такое было. (
  • Vitok 10.10.2020, 00:59
    Последнее фото удивительно прекрасно
  • Sjan 10.10.2020, 02:24
    Сыновья Ньырбакаан основали не один, а два улуса Сунтарский и Нюрбинский.
  • cheburator Чебуратор 10.10.2020, 06:07
    Не естественно, слишком постановочные фотографии. Как будто без души. Понравилась "Бабушка Елена" . Но тоже не понятно. Почему она сверху с внуком а внизу с детьми (и сидит)? Она одной ногой в мире мертвых? ИМХО: было бы лучше если в отражении бабушка с внуком остались в такой же позе.
  • cheburator Чебуратор 10.10.2020, 06:34
    П.С. Вспышка на природе против естественного света выглядит вырвиглазно. И зачем корову вклеили там где бабушка с внучками? отвлекает взгляд. На последней фотографии девочку надо было в теплых тонах сделать а то слишком синяя(умерла и за ней пришла покойная мама?). Еще птичка снизу справа сидит на воздухе. И везде - неестественное выражение эмоций.
  • cheburator Чебуратор 10.10.2020, 06:39
    Из мужика входящего в балаган можно мем сделать. :)
  • cheburator Чебуратор 10.10.2020, 06:40
    Но в целом проект понравился, молодцы.
  • kent37 иван 10.10.2020, 07:27
    так себе
  • шептун_смерти 10.10.2020, 08:23
    прикольно
  • GalinaSGV 10.10.2020, 08:42
    Последнее фото очень хорошее, сказочное, завораживающее, сразу вспоминаются якутские сказки. Его нужно было на главную поставить
  • Ждем экранизации великих произведений
  • Union12 бруно 10.10.2020, 09:43
    Проект классный! Но одно замечание: девушка на фото не похожа не героиню романа «Телке». Обычное лицо. А в романе воспевалась девушка неземной красоты, о красоте которой ходили легенды.
  • DaryaEfimova 10.10.2020, 09:59
    cheburator, стоит - значит, в ожидании. сидит - расслабленная и счастливая в окружении сыновей
  • Тоткус Гадкий утенок 10.10.2020, 10:14
    Красотище!
  • Звездная_пылинка Savago 10.10.2020, 10:14
    Толко моя любимая книга. Жаль Маайу сделали старой и страшной. В романе она очень красивая молодая женищина 22 лет
  • Летучая Нина 10.10.2020, 10:36
    Здорово, очень красиво и столько теплоты в картинах, сделано с душой!
  • aleks-5 10.10.2020, 11:02
    красиво
  • chif10 10.10.2020, 11:20
    почему все женского пола в макияже?ведь в старину не было всего этого
  • Rumplestiltskin 10.10.2020, 12:05
    Некоторые романы прям захотелось прочитать
  • Rumplestiltskin 10.10.2020, 12:08
    Некоторые опять скатились в обсуждение внешности девушек. Ну сколько можно? Нормальные девушки, главное что большинство вписывается в антураж. Кого вы там ожидали увидеть вместо Майи, Дейенерис Таргариен чтоли? Смешно!
  • Nickolaui Nick 10.10.2020, 13:33
    Ньырбакаан а не Ньырбачаан наверно.
  • стократ сергей ян 10.10.2020, 14:05
    У меня бабушка была и тетки. Вообще не разговаривали только работали незаметно. Еду готовили. Только мясо им достаещь. Из леса дичь. Сено коровам. Да же внешность их вспомнить могу. Тихие незаметные человеки. Так тихо и ушли из жизни.
  • obyava2019 10.10.2020, 15:55
    Фото слишком постановочные неестественные, сюжет не показан. На фото Толко не понятно почему у одних тревога у других радость. Как будто пришли кого то арестовывать но с другой стороны слева радостные лица... У Микиты пар слишком сконцентрирован. Холод так не заходит в дом. Домочадцы не замечают входящего. Последнее фото идея хорошая но солдат надо было менее статично ставить или как будто они вместе фоткаются перед уходом на войну, вместе скучковать как на старинных фото. На фото с матерью-кукушкой детей надо было фотать в движении а не "замри". Ну и т.д
  • qwaszx1953v 10.10.2020, 16:04
    Спектакльары наhаа да а5ынныбыт.
  • Marz м 10.10.2020, 19:06
    Да та все распилено перепилено,актерам дают копейки ,а основные кому знаете
  • doM in YK 10.10.2020, 22:04
    Постановочные фото... театр... Вся жизнь как инстаграм... Нет по доброму уставших мам, доблестных, самоотверженных тех которых мы любим: стряпающих, гладящих, хозяйничающих. На первом месте свет, компоновка, ракурс. Предвосхищу, что по своему все фотографии хорошие, но думаю это не "ожившие мамы из якутской литературы"
  • cheburator Чебуратор 11.10.2020, 06:55
    Конструктивная(и не очень) критика дубль два:
    1. Не удивлюсь (уверен) если это 3 разные фотографии соединенные в одну. (из серии - не умеешь фотографировать - используй фотошоп) и неестественная холодная вспышка в лицо.
    2. Просто люди одели костюмы.
    3. То же самое. Но лучше чем предыдущее фото.
    4. Корова, вспышка в лицо, мизинец бабушки, макияж детей.
    5. Неестественность происходящего (игра актеров, освещение, тени и.т.д.) радует лишь маньяк входящий в дом, что бы больше не снимали такие фотографии:)
    6. Афиша.
    7. Афиша.
    9. Если бы внизу бабушка с внуком так же стояли, то картина воспринималась бы как покойные дети оберегают мать с внуком.
    10. Фотография с любого праздника после первого застолья , не имеющая художественной ценности. смело удаляйте.
    11. Идея отличная. исполнение чуток хромает. слева толстенные деревья закрыли воздушность картины. и проблемы со светом.
  • Крис19 крис 13.10.2020, 16:35
    какая красота ;)))))
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Мы в соцсетях
Обратная связь